Warning: sprintf(): Too few arguments in /var/www/u0194563/data/www/photo-school.pro/wp-includes/nav-menu-template.php on line 277

Классический портрет

Попытка на страницах журнала рассказать о методах, которые почти все время существования портретной фотографии передавались путем личного общения педагога и ученика — вещь очень и очень не простая. Много тонких, почти неуловимых нюансов можно объяснить только путем личного общения, личного присутствия или совета во время съемки... И тем не менее — рискнем.

«Портрет — изображение того или другого человека, произведенное средствами живописи, скульптуры или фотографии. Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, вкладывающими в копирование действительности свой личный вкус и чувство природы.»

Брокгауз и Эфрон.
«Энциклопедический словарь». С.-П. 1898 г.

Вести разговор о классическом портрете, не снимая гипсовый бюст или голову, практически невозможно... Гипс представляет собой хорошо сформированную объемную форму, имеющую полное подобие человеческого лица, его внешности, не снимая гипс в классическом портрете, очень сложно понять многие вещи. В реальной внешности конкретного портретируемого человека встречается много фактур: блестящие глаза, светлые или темные волосы, матовая или блестящая кожа, фактура, морщины, прыщи и прочее, и прочее. Очень много фактур, глаза разбегаются, и неопытный фотограф не видит лица в целом, не может отделить типичное от нетипичного. Гипс позволяет представить внешность портретируемого просто как некий объем, имеющий единую, что очень удобно, фактуру, на которую нужно наложить единый световой рисунок, хотя бы выявляющий этот объем на плоскости.

Гипс, имея более или менее «человеческую» форму, помогает осваивать классический портрет.Неодушевленный объект, очень «терпеливый» и главное не меняющий выражение своего лица в течение времени, — идеальный инструмент для тренировки. И в то же самое время для учебных упражнений нужны гипсовые головы, имеющие разные характерные проблемы, свойственные некоторым человеческим лицам, — узкий лоб, близко поставленные глаза, горбатый или курносый нос, широкие скулы, тяжелый подбородок и т.д. Только научившись на гипсовых моделях устранять проблемы непропорциональности отдельных частей лица, мы сможем в дальнейшем замечать и исправлять подобные «дефекты» у реальных портретируемых.

Но портрет — это не только форма и свет, выявляющий объем этой формы. Портрет — это прежде всего выявление психологии портретируемого, выявление типичных черт, как внешности, так и характера. Для их выявления фотограф должен уметь работать со светом, уметь скрывать ненужные нетипичные черты, в то же самое время выявляя характерные детали внешности. К сожалению, сейчас существует достаточно серьезная путаница, что можно называть портретом. Достаточно ли воспроизвести только внешнее сходство и передать только выразительные черты внешности. На мой взгляд, такой крупный план портретом назвать можно лишь с натяжкой — в нем нет психологии, нет личности портретируемого, а есть лишь его оболочка, имеющая с портретируемым чисто внешнее сходство... Может быть, такой кадр правильнее называть имиджевым «портретом», где внешность — это главное... Но будет ли называться такой крупный план портретом? Очень часто можно услышать: «имярек поменял свой имидж...» Возникает вопрос, а как личность он остался тем же или тоже поменялся? И если мы фиксируем фотоаппаратом только внешнюю оболочку, которую можно менять как перчатки (если не употребить более расхожего слова skins), будет ли это называться портретом?

Портрет — это две составляющие: свет и психология. Если фотограф не сумел (или не захотел) выразить или поймать объективом фотоаппарата эмоцию портретируемого, то такой снимок самое большее, на что претендует, это называться крупным планом. Только психология и свет, перемноженные друг на друга, дадут искомый результат.

Понятие классических пропорций

В среде фотографов понятие классического портрета имеет настолько много толкований и понятий, что мне захотелось вернуться к первоисточникам. В изобразительном искусстве достаточно давно сформировалось понятие классического портрета, пропорционального овала лица и соотношения его отдельных элементов. Если посмотреть на рисунок, то можно заметить, что классические пропорции лица предполагают:1) Соотношение ширины и высоты классического овала лица относится как 3:4.2) Расстояние от подбородка до переносицы и от переносицы до макушки равны, точнее, такими мы бы хотели их видеть в конечном варианте классического портрета.3) Три расстояния — от подбородка до основания носа, от основания носа до уровня линии бровей и от линии бровей до линии корней волос — равны между собой.4) Расстояние между крыльями носа равно расстоянию между глазами (точнее между слезничками) и равно видимому размеру глаза от слезничка до наружного края глаза.5) Вертикальная линия должна соединять наружный угол губ и внутренний край радужной оболочки глаза.

Можно было бы еще упомянуть несколько факторов, определяющих пропорциональность строения лица, да, пожалуй, хватит...

Я не знаю, много ли вы видели в своей жизни таких лиц, я точно могу сказать, что видел их...пару раз. А что же делать всем остальным, чьи овалы отличаются от классического. Чьи пропорции лица далеки от совершенства, но хотелось бы к ним приблизиться... хотя бы на фотографии. И это вполне возможно… Дело в том, что между двумя понятиями, «пропорционально сложенное лицо» и лицо, «кажущееся пропорциональным» в конечном изображении, как говорят в Одессе, «две большие разницы»... Нужно только отдавать себе отчет в том, что лицо — это трехмерный объект (извините за этот термин), а мы его в конечном итоге изображаем на плоскости.

Художникам-портретистам легче — они могут незначительно «редактировать» отдельные фрагменты лица, не сильно отклоняясь от действительных пропорций персонажа, но в целом будет заметное приближение к классическим пропорциям. И мы особенно не возмущаемся, что наша персона стала более «облагороженной», более «классической» по пропорциям. Мы понимаем, что требовать от художника фактического, скрупулезного сходства с нашей внешностью просто глупо, портрет — это всегда образ, и образ субъективно выраженный художником. То есть от живописи часто не требуют фактического сходства, требуют лишь схожести образа и личности портретируемого.

К фотографическому портрету требования иные прежде всего в силу документальной природы самого процесса съемки. От фотографии требуют «фотографическую точность» в передаче деталей и нюансов личности портретируемого, точность узнаваемости. И вот тут возникает первая проблема: понятие «узнаваемости» меняется от того, кто рассматривает снимок, сам портретируемый или его друзья и знакомые. Дело в том, что по разным причинам наши лица чуть-чуть асимметричны. Я не буду вдаваться в тонкости, но наличие асимметрии приводит к тому, что существует две наших личности — та, которую мы каждый день видим в зеркале, и та, которую мы показываем друзьям и сослуживцам. Первую мы видим, как правило, в одном и том же ракурсе, с достаточно спокойным и добрым выражением, короче — «белым и пушистым». Мы привыкаем к этому образу, он нам нравится, мы несем его в своем сознании, и думаем, что так мы выглядим всегда.

Окружающие нас люди видят больше «эмоциональных» проявлений нашей личности в разных жизненных, бытовых и производственных ситуациях. Наш образ в их представлении эмоционально богаче, чем наш собственный, сложившийся при помощи зеркала. Кроме того, мы очень часто НЕ УЗНАЕМ себя на фотографии в силу уже упоминавшейся асимметрии. То есть мы логически понимаем, что та физиономия, которая глядит на нас с фотографии, — это мы сами, но уж очень странно она выглядит... И выражение лица не то, и пропорции лица какие-то другие... Но стоит показать портретируемому снимок при помощи зеркала, поменяв местами правую и левую стороны, как все станет на место. Чем чаще люди видят себя со стороны, при помощи фотографии или при помощи других средств фиксации изображения, тем более «сговорчивее» они становятся — они готовы воспринимать свой образ, отличающийся от собственного, удерживаемого в памяти. Готовы воспринимать типичные черты, детали образа, складывающиеся из мелких фрагментов эмоций, деталей, проявляющих характер, элементов поведения и многого другого.

Вот мы и добрались до самого главного: образное выражение человеческой личности — это всегда процесс синтетический, собирательный, основанный на свойстве нашей памяти запоминать наиболее повторяющиеся или наиболее неординарные черты человеческих эмоций, ТИПИЧНЫХ, как мы говорим, для данной личности. Причем степень типизации будет меняться от настроения наблюдателя, от близости знакомства с портретируемым, степени наблюдательности. Неоднократно замечалось, что разные фотографы и художники делают акцент на разных «типичных», как им кажется, чертах портретируемого. Но есть некоторая граница, перешагнув которую мы перестаем узнавать портретируемого, считая фотоснимок «нехарактерным», «нетипичным». Очень часто это происходит потому, что момент фиксации очень короток — 1/30 секунды (или еще короче) и эмоции, запечатленные на снимке, проявились не в полной мере, слишком поздно или слишком рано, и, может быть, фаза проявления мимики, жеста была не очень удачной...

Да, эмоции, мимика — все это, безусловно, обогащает портрет, делает его более эмоциональным, личностным. Но давайте поговорим о наиболее «типичном» для портретируемого — о его овале лица. Узнаваемость портретируемого во многом зависит именно от того, сумел ли фотограф правильно передать типичные черты внешности и при этом немного откорректировал их «классические» черты в пользу портретируемого. К сожалению, как я ни старался избежать этого момента, сейчас пойдет речь о типах лица и проблемах коррекции форм овалов лица.

Коррекция форм лица заключается в использовании фотографом живописных приемов — светлоокрашенные (в нашем случае — высветленные при помощи света) части лица начинают выделяться, привлекая к себе больше внимания и зрительно увеличиваясь в объеме, а более темные, точнее затемненные, скрадываются, кажутся меньше в объеме. При этом никаких красок мы использовать, естественно, не будем. Свет и тень — вот наши инструменты. И еще одно средство, которым нужно пользоваться очень аккуратно в классическом портрете, это ракурс. Им мы аккуратно воспользуемся тогда, когда понадобится откорректировать вертикальные и горизонтальные пропорции овала лица.

Коррекция лица треугольной формы

Цель коррекции — при помощи светотени уменьшить размер верхней части лица и зрительно увеличить размер нижней части. Для приближения овала этого лица к эталону с классическими пропорциями нам необходимо затенить височные области и боковую поверхность скул в области виска. Острый подбородок необходимо зрительно «расширить» (если это возможно по другим показателям), установив источник света высоко, так, чтобы он образовывал на подбородке тень, в которой прячется заостряющаяся часть подбородка. Если такой прием невозможен — можно спрятать острый подбородок, расположив модель так, чтобы она подперла подбородок руками. (Внимание: очень часто портретируемый переносит тяжесть верхней части корпуса на новую «точку опоры», и лицо сильно деформируется — касание рук на подбородке нужно лишь обозначить.)

Коррекция лица квадратной формы

Эта форма лица требует от фотографа прежде всего смягчения угловатых форм, уменьшения выступающих углов нижней челюсти. Применяются источники света с направленно-рассеянным светом, где доля рассеянного света много меньше направленного. Допустимо, а иногда и просто необходимо, применение источников с параллельным потоком лучей света — прожекторов. Их применение тем более необходимо, чем сильнее выступает в сторону нижняя челюсть. В практике очень часто применяются затенители, располагающиеся между источником света и объектом. Их цель — создать на челюсти портретируемого плавный градиентный переход, точно воспроизводящий естественный эффект ослабления светового потока при огибании выпуклой поверхности. В результате, используя два средства — контраст светотени и ширину накладываемого градиента, можно создать иллюзию более пропорционального строения лица.

Коррекция лица трапециевидной формы

При таком строении лица портретируемого фотограф обязан не только притемнить выступающие части скул, но и частично светотенью уменьшить объем щек и скул. А лоб, в отличие от многих других случаев, притемнять следует очень незначительно или отказаться от затемнения вовсе — нужно создать иллюзию овала лица с более широкой верхней частью. И тем не менее, часто эти меры не до конца скрывают особенности строения лица трапециевидной формы. Более радикальное решение — отказаться от фронтального расположения портретируемого, снимая его в три четверти.

Прямоугольная форма лица

В зависимости от пропорций вытянутого по вертикали лица, помимо затемнения боковых поверхностей челюсти и щек, возможно применение более нижней (или более верхней) точки съемки: изменение положения камеры по вертикали приведет к уменьшению вытянутости овала лица. Более точное положение камеры — нижнее или верхнее — определяется с учетом других особенностей строения лица — формы и длины носа, глубоко посаженных глаз, размера и формы лба, а также формы подбородка. Принятие решения о новой точке съемки будет продиктовано совокупностью этих факторов.

Ромбовидная форма лица

Чтобы зрительно уменьшить среднюю часть лица, необходимо затемнение боковой поверхности скул. Как правило, такие лица имеют достаточно тяжелый подбородок и широкую нижнюю челюсть. Затемнение боковой поверхности челюсти зрительно сужает лицо, основная задача — найти компромисс между контрастом светотени и степенью затемнения. Лоб, как правило, если и затемняют, то не очень сильно — он зрительно должен остаться достаточно большим.

Круглая форма лица

Достаточно часто встречающаяся форма лица, особенно у людей, склонных к полноте.Приближение к классическим пропорциям возможно при съемке в три четверти. Широкое лицо, повернутое по вертикали по отношению к камере, будет зрительно уже по ширине, относительно анфасного положения, при неизменности размера лица в вертикальном измерении. И тем не менее, не забывать значительно притемнять щеки и скулы портретируемого. Достаточно часто встречающейся ошибкой можно считать желание фотографов исправить круглое лицо, имеющее такую форму в силу национальных особенностей строения овала лица (якуты, эскимосы и пр.). Классические формы и пропорции овала лица, в силу того, что они возникли на основе традиций европейской культуры (Греция и Рим), на мой взгляд, применимы в основном к европеоидным расам (или им подобным) по строению овала лица.

В этой части статьи мы попробуем рассмотреть различные естественные источники света, наиболее часто встречающиеся в жизни. На мой взгляд, источники света, наиболее часто встречающиеся, создают привычный характер освещения, который, в свою очередь, становится наиболее ТИПИЧНЫМ для очень многих портретов. А начнем с рассмотрения простых приемов освещения и прежде всего с понятия привычного источника освещения. Наиболее привычным для нас источником света является, конечно же, солнечный свет в его самых разнообразных сочетаниях: свет открытого солнца, солнце в облаках, пасмурный день, закат или восход и т.д. Источник света один, а его световых характеристик достаточно много. Что делать? Давайте попробуем разобраться хотя бы с одной из них. Для начала попробуем рассмотреть варианты положения высоты открытого солнца по отношению к нашей модели.

1. Полуденное зенитное солнечное освещение

Лучи света падают на портретируемого почти вертикально, хорошо освещая горизонтальные поверхности и лишь скользящим светом затрагивая вертикальные поверхности. В нашем случае такой источник света образует глухие тени глазных впадин, сильно проявляя рельефность строения лица, подчеркивает носогубные впадины глубокими тенями. Хочется сказать, что вы никогда не использовали такой характер освещения. Но как учит личный опыт, никогда не говори никогда...

Для классического портрета такой характер светового рисунка будет неприемлем — он ломает формы лица. Но именно такой свет, скрывающий глаза портретируемого, как будто на них надели черные очки, может применяться для образной передачи скрытых «глубоких мыслей» модели, такой свет скрывает характер портретируемого, мешает зрителю его полностью понять.И значит, в каких-то портретах, если мы захотим скрыть от зрителя часть характера, подобный прием может сработать со знаком плюс. Только тогда такой портрет скорее можно будет назвать психологическим. (Фото 1.)

2. Дневное солнечное освещение

Теперь попробуем переместить источник света чуть ниже. Косой, скользящий луч света, падающий сверху вниз под некоторым углом на лицо, для многих из нас даст ощущение привычного освещения... Мы чаще всего видим окружающих нас людей в подобных условиях освещения: хорошо прорисованы вертикальные и горизонтальные объемы, форма лица передана достаточно объемно, выразительно. Но не это главное. Просто статистически мы большую часть своей сознательной жизни проводим в подобных условиях освещения (либо под светом солнца, либо под источниками, его имитирующими, в том числе и по направлению освещения — потолочное освещение предприятий, жилых пространств и пр.). А то, что встречается чаще всего, через какое-то время воспринимается нами как стандарт, норма.

Мы ПРИВЫКЛИ видеть друг друга в подобных условиях освещения, такое освещение для нас стало естественным и незаметным, все равно, что дышать или ходить. Мы об этом не задумываемся. А наше подсознание из всех видов освещения подчас выбирает это как наиболее типичное и привычное. (Фото 2.)

3. Закатное солнечное освещение

Это освещение характеризуется низким расположением солнца по отношению ко всем объектам. И несмотря на то что такое освещение бывает дважды в день, непродолжительность его не позволяет осознать как типичное. Оно воспринимается нами скорее как эффектное, связанное с определенным состоянием солнца и атмосферы. Особенность этого вида освещения — высокий контраст светотени и сильный перепад освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей. (Фото 3.)

4. Нижний характер освещения

Пожалуй, наиболее драматургически нагруженный характер освещения. Драматизм, скрывающийся за данным видом освещения, определяется прежде всего тем, что мы видим освещенные объекты в «негативном» варианте освещения. Задумайтесь, почему, когда вы в детстве пугали друг друга светом от фонаря, направленным на собственное лицо снизу от подбородка, получались очень страшные НЕПРИВЫЧНЫЕ физиономии? Скорее всего, это объяснялось тем, что объем лица строился по непривычной световой схеме — там, где раньше была тень, возникало световое пятно. А там, где на лице, при обычном освещении, были освещенные участки, вдруг возникали тени. Внешность формально приобретала негативные «характеристики». Хотя понятие «негативные» — сильно сказано. Скорее за счет необычного направления света и получаемого от него эффекта зрительское внимание к портретируемому многократно возрастает. Зритель хочет понять, какие «отрицательные», «негативные» черты принадлежат персонажу, а какие — световому эффекту. Очень часто этим эффектом освещения, в той или иной мере, пользуются, когда хотят передать некоторые отрицательные характеристики личности или ее эмоций. (Фото 4.)

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Источник: foto.potrebitel.ru

 

P.S. Спасибо Егору Сорокину за наводку на статью.
21.08.2015

0 ответы на "Классический портрет"

Оставить сообщение